New Cell
Ресурсный центр
школы №619
Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 22.09.2018, 10:09
Меню сайта

По материалам проекта
Обновление структуры и содержания общего образования:

перспективные разработки,

Национальный Фонд подготовки кадров (Москва)

2001-2003 годы

 

.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ ИССЛЕДОВАНИИ PISA

 

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОEСD (Organization for Economic Co-operation and Development). Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке учебных достижений изучаются отношения учащихся к обучению. Важным результатом исследования также являются полученные международные сравнительные показатели, которые раскрывают влияние на уровень образовательных достижений отдельных факторов, связанных со школой и семьями учащихся.

Объектом исследования являются учащихся 15-летнего возраста. Этот выбор объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе школы представляет особый интерес определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также умений самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Исследование подготовки учащихся проводится по трем направлениям: "грамотность чтения", "математическая грамотность" и "естественнонаучная грамотность". Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися основными понятиями и методами, умению использовать свои знания в разнообразных ситуациях, а также оценке межпредметной компетентности учащихся (использованию знаний, полученных в рамках изучения различных предметов или из других источников информации, для решения поставленной задачи.

            Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По двум другим - получают информацию о некоторых приобретенных умениях. В 2000 г. основным направлением являлась “грамотность чтения”, в 2003 г. - "математическая грамотность", в 2006 - "естественнонаучная грамотность".

            Программа осуществляется Консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР. Руководит работой Консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research - ACER). В Консорциум входят следующие организации: Нидерландский Национальный Институт Педагогических Измерений (Netherlands National Institute for Educational Measurement - CITO); Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Национальный институт исследований в области образования (NIER) в Японии, Вестат США (WESTAT).

Под "математическая грамотностью" понимается  способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие  созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Термин "грамотность" использован чтобы показать, что изучение состояния математических знаний и умений, обычно определяемых в школьной программе, не является первоочередной задачей данного исследования. Основное внимание уделяется использованию математических знаний в разнообразных ситуациях, применяя различные подходы, требующие размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые обычно изучаются в школе.

Учащимся в основном предлагаются не учебные, а практические ситуации, характерные для повседневной жизни (медицина, жилье, спорт и др.). При этом не ставится цель проверить каждое в отдельности выделенное знание и умение. В большинстве случаев требуется использовать знания и умения из разных тем и разделов не только курса математики, но и других школьных предметов, например, физики, биологии.

Подход и содержание проверки в исследовании PISA имеют существенные отличия от других международных исследований. В большинстве из них содержание определяется, исходя из тематики разделов и вопросов школьного курса математики. В данном исследовании использован современный подход, который основан на использовании понятия математической грамотности. В составе математической грамотности выделены два основных аспекта: " фундаментальные математические идеи", " математическая компетентность"и два менее значимых аспекта: основные разделы и темы курса математики, ситуации, в которых используются математические знания.

Фундаментальные математические идеи - это группа взаимосвязанных общих математических понятий, которые характеризуют свойства объектов и явлений живой и неживой природы  и тем самым способствуют пониманию роли математики в постижении окружающей действительности и  ее изменении. В качестве таких идей в исследовании выбраны следующие: случайность, изменение и рост, пространство и форма, неопределенность, зависимость и связи,  количественные рассуждения.

Содержание проверки отбирается таким образом, чтобы концентрироваться не вокруг традиционных вопросов курса математики, а вокруг этих фундаментальных идей.

Фундаментальные идеи тесно связаны с содержанием материала большинства традиционных вопросов школьного курса математики. Так, например, знание материала ряда вопросов находит применение при наблюдении и изучении явлений, связанных с фундаментальной идеей "изменение и рост". Очевидно, что с ними (явлениями) связаны, такие вопросы, как отношения, функции и их графики. Так, например, оценка изменения свойств многих процессов приводит к необходимости интерпретировать описывающие их  графики линейной, показательной, логарифмической и других зависимостей, используя для этого знание свойств соответствующих функций. При изучении многих явлений используются знания геометрического материала. Например, при изучении изменения площади круга (фигуры, которая широко используется в строительстве и архитектуре,) в зависимости от изменения его диаметра требуются знания  из разделов "равенство" и "подобие фигур". Изменение наблюдаемого объекта или явления может фиксироваться с помощью непосредственных измерений. В этом случае требуется определить форму представления данных, возможности их использования для получения соответствующих выводов, а для этого необходимы знания, полученные при изучении разделов "вероятность" и "математическая статистика".  

Концентрация содержания проверки вокруг фундаментальных идей по сравнению с более традиционным тематическим подходом позволяет более широко охарактеризовать результаты проверки с позиций овладения идеями, тесно связанными с реальными явлениями окружающего мира. Овладение ими позволяет оценить возможности учащихся в использовании полученных знаний в повседневной жизни (личной и общественной), что и является целью данного исследования. . В исследовании рассматриваются пять типов типичных ситуаций, связанных: с личной жизнью (школьной, домашней, на отдыхе), обучением (жизнью школы), профессиональной деятельностью, общественной жизнью (местного общества, всего мира), наукой.

При отборе содержания, хотя и не в первую очередь, учитывается также необходимость отразить каждую из основных "тем" традиционного школьного  курса математики. В данном исследовании эти темы определены следующим образом: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел.

Второй основной компонент математической грамотности – «математическая компетентность» определена следующим образом: наиболее общие математические способности и умения, включающие математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение проблемы, математическое моделирование, использование различных форм представления математических объектов и ситуаций, использование математического языка, коммуникативные умения (письменная и устная математическая речь), использование современных технических средств (различных инструментов, компьютеров  и других технических средств, связанных с информационными технологиями).

В исследовании не ставится цель оценить каждое из этих умений в отдельности. Поэтому проверочные задания требуют для своего решения комплексного использования этих умений.

Выделены три уровня математической компетентности, которые являются опорой при отборе содержания проверки. Первый уровень включает - воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений; второй уровень - установление связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; третий уровень - математические размышления, требующие обобщения и интуиции.

Для проверки достижения первого уровня компетентности в основном предлагаются традиционные учебные задачи. Второй уровень проверяется с помощью решения несложных жизненных задач. Для проверки достижения третьего уровня разрабатываются более сложные задания, в которых прежде всего необходимо "математизировать" предложенную жизненную ситуацию - выделить в ситуации проблему, которая решается средствами математики, и разработать соответствующую ей математическую модель. Затем размышлять над решением поставленной математической задачи, используя математические рассуждения и обобщения, решить ее  и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.

Три уровня компетентности образуют непрерывный континуум от простого воспроизведения математических фактов и использования вычислительных умений, установления связей между различными темами программы и решения несложных жизненных проблем до решения реальных проблем, требующих математического мышления, математических рассуждений и обобщений, а также математизации предложенной ситуации, которая далеко выходит за рамка простого узнавания знакомых математических задач, характерных для заданий первого и в некоторых случаях второго уровня.

Очевидна иерархичность уровней компетентности, т.е. задания второго уровня сложнее первого, а третьего уровня – сложнее двух первых и отличаются от них прежде всего тем, что требуют для своего решения не только прочных технических навыков, но и высокого математического развития (интуиции, логического мышления и т.п.).

Составить более четкое представление об уровнях компетентности и различиях между ними помогает приведенная ниже схема.

 

 

Новым в 2003 г будет включение  для проверки новой области «Решение проблем».

            Под термином «решение проблем» понимаются когнитивный процесс, направленный на достижение поставленной цели, в условиях отсутствия  очевидного способа решения. В исследовании разделяется решение проблем в школьном контексте (когда выделена поставленная цель) и решение проблем в общем контексте (когда проблема открыта).

            Исследование сфокусировано на изучении аналитического мышления (индуктивных и дедуктивных стратегий, критического мышления) и процессов решения проблем. Решение проблем рассматривается как междисциплинарная компетентность, характеризующая способность учащихся интегрировать знания и умения из различных образовательных областей.

            Для оценки компетентности в решении проблем используются комплексные задания с множественными переменными, в которых проблема сформулирована или нет, и для решения которых необходимо использовать различные когнитивные умения.

            Ситуации, в которых предлагаются задания, выходят за рамки школьного контекста. Это создает реальную возможность оценить способность учащихся переносить полученные в школе знания и умения в другую незнакомую ситуацию.

            Для сбора контекстуальной информации, которая позволяет выяснить влияние различных факторов на уровень знаний и умений учащихся, проводится анкетирование учащихся и директоров образовательных учреждений. Эти анкеты являются основным средством, позволяющим проанализировать результаты в связи с факторами, характеризующими учащихся.

            В процессе анкетирования собирается следующая информация:

- об учащихся и их семье, включая их экономическое, социальное и культурное положение;

- различные стороны жизни учащихся, например, их отношение к учебе, интересы, мнения;

- аспекты школьной жизни, такие как качество человеческих и материальных ресурсов школы, финансирование, процесс принятия решений, школьные кадры и др.;

- контекст обучения, включая структуру и тип образовательного учреждения, размер класса и степень участия родителей.

            Во втором цикле исследования будет проводится опрос о стратегиях, используемых учащимися при изучении нового материала:

- стратегии самообучения, влияющие на глубину и систематичность обработки информации;

-мотивационные предпочтения и целевые ориентации, влияющие на время и энергию, затраченные на обучение, а также на выбор стратегии обучения;

- познавательные механизмы в самообучении, определяющие цели и процесс обучения;

- стратегии контроля действий, в особенности, усилия и упорства, позволяющие преодолевать трудности в учебе;

- предпочтение среди различных типов учебных ситуаций, стилей и социальных навыков, необходимых для обучения в сотрудничестве.

            Данные, полученные в анкетировании, позволяют осуществить анализ результатов тестирования с учетом выделенных факторов, а именно:

- сравнить различия в образовательных достижениях учащихся в странах, имеющих различные системы образования;

- сравнить различия в образовательных достижениях учащихся, обучающихся по различным программам;

-рассмотреть связь между образовательными достижениями и школьными факторами, такими как наполняемость образовательного учреждения и его материально-техническое обеспечение, и провести сравнение между странами;

- рассмотреть различия между странами в осуществлении индивидуализации обучения и его влиянии на образовательные достижения;

- выявить различия между странами, которые могут объяснить различные результаты этих стран.

            Контекстуальная информация, полученная в данном исследовании, дополнит информацию, которая систематически собирается в рамках исследований, проводимых организацией OECD.

 

Характеристика инструментария

Инструментарий исследования разрабатывается в процессе интерактивной деятельности консорциума, различных международных экспертных комиссий и ведущих специалистов участвующих стран. Окончательный вариант международного теста будет включать 13 блоков заданий (7 - математика, 2 - чтение, 2 -естествознание, 2 – решение проблем), которые распределятся на 13 тетрадей по 4 блока в каждой. На выполнение теста отводится 120 мин.

Все учащиеся будут обязательно выполнять задания по математике. На задания по чтению, естествознанию и решению проблем будут отвечать в среднем 54% от выборки учащихся.


Выборка учащихся

            Исследование проводится на представительной выборке обучающейся молодежи 15-летнего возраста. В России она должна охватывать около 7000 обучающихся из 250 образовательных учреждений 45 регионов России. Их них около 75% должны представлять систему общего образования. 25% выборки составляют студенты профессиональных училищ, техникумов и колледжей.

 

Как оцениваются результаты

            За выполнение теста каждому учащемуся приписывается балл по международной 1000-балльной шкале, отдельно за выполнение каждой группы заданий (по чтению, математике, естествознанию и решению проблем). Каждому заданию также приписывался определенный балл по той же шкале в зависимости от того, насколько успешно данное задание выполнялось всеми тестируемыми. Международная шкала имеет следующие характеристики: среднее значение равно 500 баллов, стандартное отклонение – 100, что означает, что около 2/3 учащихся всех участвовавших в исследовании стран имеют результаты в пределах от 400 до 600 баллов.

С некоторой степенью вероятности можно было считать, что балл каждого тестируемого показывает, какие задания (самые трудные) наиболее вероятно может выполнить данный ученик.

Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2018